?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Высоцкий и система

День, посвящённый на телевидении Владимиру Высоцкому, ещё раз подтвердил тенденцию сближения Владимира Семёновича с Владимиром Ильичем Лениным.

Как известно, если подсчитать воспоминания всех, кто нёс с Лениным на субботнике то самое легендарное бревно, выяснится, что в этой переноске участвовало минимум 20 тысяч человек.

С Высоцким та же история - количество людей, оказавшихся его близкими друзьями, знакомыми, лечащими врачами, тайными возлюбленными и даже покровителями, растёт из года в год.

Естественно, что очередная годовщина Высоцкого проходила под знаком киношедевра о нём. Посему документальное повествование, представленное на "Первом канале", было построено так, чтобы все поняли, что иницидент в Бухаре - это едва ли не главное событие в жизни актёра и поэта.

Вообще с каждым годом от самого Высоцкого остаётся всё меньше. Его песни в классическом исполнении звучат реже, нежели перепевки современных звёзд. А перепевки эти, даже сделанные от души, не несут и десятой доли той энергетики, которой их заряжал автор.

Но самая главная тема, без которой не обходится практически ни одна современная передача о Высоцком - это тема его противостояния власти. Нам постоянно рассказывают о том, что Высоцкого "душили", что он "задыхался", что он своими песнями сокрушал систему и чуть ли не своей жизнью открыл дорогу к переменам.

При этом чётко ответить на вопрос, кто же всё-таки "душил" Высоцкого, как-то не очень получается.

В чём заключалось "удушение"? Всеми признанный факт - Высоцкий один из немногих в ту пору лихо разъезжал по Москве на "Мерседесе", зачастую плюя на все правила дорожного движения. Поэт женат на иностранке и имеет возможность кататься туда-сюда, проживая по обе стороны "железного занавеса". Его не утверждают на многие роли в кино, однако он отнюдь не один такой.

При этом Высоцкий - ведуший актёр одного из самых модных театров страны. Высоцкий ездит с концертами по всей стране, собирает аншлаги, хорошо зарабатывает, при этом не очень заботясь о соблюдении закона в финансовых вопросах.

Не хватает разве что властного признания, званий и регалий. Но регалии отсутствовали отнюдь не у одного Высоцкого. Да и так ли уж страдал поэт от их отсутствия?

Так в чём же гонение? В том, что некоторых слава Высоцкого раздражала? Так в любую эпоху и в любой стране у талантливого человека есть завистники и недоброжелатели. Но разве это означает "войну с системой"?

Скажу сейчас очень обидные для кого-то слова, но так называемое диссидентское движение в СССР на судьбу страны никак не повлияло. Во всяком случае до тех пор, пока диссидентов в своих целях в период перестройки не стали использовать политические силы, заинтересованные в разрушении государства.

А во времена Высоцкого советская система работала чётко: ежели какой-то гражданин начинал уж чрезмерно нагло клеймить наш общественный строй, такого умника ставили в наклонное положение, после чего смачным пинком под зад придавали направление движения. Гражданин, получив ускорение, отправлялся куда-нибудь в Вермонт, где, потирая ушибленный зад, начинал писать злые, но ужасно бездарные литературные опусы, которые были в СССР нафиг никому не нужны, кроме группы товарищей на кухнях, по недоразумению считавшихся "интеллектуальной элитой".

Так вот - Высоцкий, как уже говорилось, пинков не получал и прав с возможностями имел куда больше, чем кто бы то ни был ещё.

Да и собственно песни Высоцкого очень сложно выставить как некое орудие борьбы с советском строем. Конечно, всегда найдется идиот, обнаруживающий крамолу даже в той же "Песенке о переселении душ". Но земля-то населена не одними идиотами.

Правда в том, что Высоцкий был всенародно любим. Разными слоями общества, людьми разных взглядов.

И Высоцкий предчувствовал, как начнут его после кончины подгонять под нужные рамки - "предтеча Перестройки", "Пророк", "Поэт, убитый тоталитаризмом"... А он, глядя на всё это, ужасается: "Неужели такой я вам нужен после смерти?"

Высоцкого не убила система. Высоцкий убил себя сам, убил талантом, который не мог гореть в пол-накала...Он яростно жил, в режиме "год за три", а недостаток сил компенсировал допингами - сначала водка, потом наркотики...

Но о трагедии его таланта говорить, наверное, станет возможно ещё не скоро.

Сегодня Высоцкий - это бренд на продажу, многомиллионная резиновая маска на чужом лице.

И всё новые и новые друзья и возлюбленные поэта будут продавать всё новые и новые мистические истории из его жизни. Бизнес есть бизнес.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
realizator71
Jan. 30th, 2012 05:54 am (UTC)
Вспоминаю экскурсию в Сочи. Нам рассказывали, как гонимого властями Высоцкого, прибывшего с Мариной Влади из средиземноморского круиза, встречал лично первый секретарь Сочинского горкома КПСС, а шашлыки им жарил местный гэбэшник. Хочу быть гонимым!
rinace
Jan. 30th, 2012 06:13 am (UTC)
Да.
Никогда не смотрю такие шоу.
ибо раздражает.
Особенно ремейки.
mary_bred_show
Jan. 30th, 2012 06:19 am (UTC)
Да, экономика у нас рыночная, так что продаётся всё, что можно продать. А гонения и прочее - просто упаковка товара.
kot__matroskin
Jan. 30th, 2012 06:49 am (UTC)
Очень хорошо и правильно сказано. Респект.
anvell
Jan. 30th, 2012 07:14 am (UTC)
когда-то давным давно читал книжку Влади "Владимир или прерванный полет", про алкоголь там было дофига, а вот про накротики ни слова.. Откуда вообще эта тема всплыла ?
Ну даже если и так, не нам судить.
А что касается современного отношения к бренду "Высоцкий" - все эти перепевки всякими бездарями - тошно и противно. Перепевщика такого включаю в "черный список" и приравниваю к врагам народа.
geronimo73
Jan. 30th, 2012 07:20 am (UTC)
Замечательный пост! Всё по делу! спасибо!
vodolaz_0
Jan. 30th, 2012 07:54 am (UTC)
Переключая каналы наткнулся...
Боярский в беретике, что-то пытался изобразить.
Плюнул, матюгнулся, переключил.
fler_du_male
Jan. 30th, 2012 01:37 pm (UTC)
ЛенинЫм всё-таки.
irairopa
Jan. 30th, 2012 05:13 pm (UTC)
все правильно написано. И сын Высоцкого как-то очень неприятно пиарится на имени отца.
Вот в комментариях прочитала, что никому нельзя исполнять песни Высоцкого. У нас давным-давно был спор на эту тему. Все-таки пришли к мнению, что надо исполнять его песни. Пусть не так, как он (не всем же столько таланта отмеряно), но надо. Иначе песни умрут.
ljournalist_bot
Feb. 1st, 2012 08:38 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
maugletta
Feb. 1st, 2012 09:18 am (UTC)
"Бок о бок с шашлычной,
шипящей так сочно,
киоск звукозаписи
около Сочи.
И голос знакомый
с хрипинкой несется ,
и наглая надпись:
"В продаже - Высоцкий".
Володя,
ах, как тебя вдруг полюбили
Со стереомагами
автомобили!
Толкнут
прошашлыченным пальцем кассету,
И пой,
даже если тебя уже нету.
Торгаш тебя ставит
в игрушечке-"Ладе"
Со шлюхой,
измазанной в шоколаде,
и цедит,
чтоб не задремать за рулем:
"А ну-ка Высоцкого мы крутанем!"
Володя,
как страшно
меж адом и раем
крутиться для тех,
кого мы презираем!
Но, к нашему счастью,
магнитофоны
Не выкрадут
наши предсмертные стоны.
Ты пел для студентов Москвы
и Нью-Йорка,
Для части планеты,
чье имя - "галерка".
И ты к приискателям
на вертолете
Спускался и пел у костров на болоте.
Ты был полу-Гамлет и полу-Челкаш.
Тебя торгаши не отнимут.
Ты наш...
Тебя хоронили, как будто ты гений.
Кто - гений эпохи. Кто - гений мгновений.
Ты - бедный наш гений семидесятых
И бедными гениями небогатых.
Для нас Окуджава
был Чехов с гитарой.
Ты - Зощенко песни
с есенинкой ярой,
И в песнях твоих,
раздирающих душу,
Есть что-то
от сиплого хрипа Хлопуши!
...Киоск звукозаписи
около пляжа.
Жизнь кончилась.
И началась распродажа."

holera_ham
Feb. 1st, 2012 10:08 am (UTC)
Уважаемый коллега, вы таки будете смеяться, но я тащил бревно на субботнике (зачеркнуто) менял колесо на машине Владимира Семеновича. Мы с ним были заняты в одном спектакле, причем он играл одну роль (Гамлета) а я целых две (Могильщика и Солдата армии Фортинбраса).
Так вот, театр этот тот еще гадюшник(зачеркнуто) одна большая дружная семья, где все друг о друге знают.
Что Высоцкого напрягало? То, что его называли актером, а не поэтом. То, что не печатали его стихов. То, что не выпускали его пластинок(при жизни вышли только две гибкие в журнале "Кругозор", и один сингл на виниле).
То, что власти подержащие смотрели на него как... на воблу к пиву! Дефицитное украшение завидовских застолий.
Это его унижало.
А был ли он наркоманом? За год работы на Таганке ни разу не видел его пьяным. Выпившим, да, после каждого спектакля... как шахтер, поднявшийся из забоя, опрокидывал он чеплашечку. Чтобы малость отойти.
Ну вот так, как-то...
vadim_raitsyn
Feb. 3rd, 2012 09:12 pm (UTC)
спасибо. достойно. толково.
( 14 comments — Leave a comment )