petrovchik (petrovchik) wrote,
petrovchik
petrovchik

Categories:

Высоцкий и система

День, посвящённый на телевидении Владимиру Высоцкому, ещё раз подтвердил тенденцию сближения Владимира Семёновича с Владимиром Ильичем Лениным.

Как известно, если подсчитать воспоминания всех, кто нёс с Лениным на субботнике то самое легендарное бревно, выяснится, что в этой переноске участвовало минимум 20 тысяч человек.

С Высоцким та же история - количество людей, оказавшихся его близкими друзьями, знакомыми, лечащими врачами, тайными возлюбленными и даже покровителями, растёт из года в год.

Естественно, что очередная годовщина Высоцкого проходила под знаком киношедевра о нём. Посему документальное повествование, представленное на "Первом канале", было построено так, чтобы все поняли, что иницидент в Бухаре - это едва ли не главное событие в жизни актёра и поэта.

Вообще с каждым годом от самого Высоцкого остаётся всё меньше. Его песни в классическом исполнении звучат реже, нежели перепевки современных звёзд. А перепевки эти, даже сделанные от души, не несут и десятой доли той энергетики, которой их заряжал автор.

Но самая главная тема, без которой не обходится практически ни одна современная передача о Высоцком - это тема его противостояния власти. Нам постоянно рассказывают о том, что Высоцкого "душили", что он "задыхался", что он своими песнями сокрушал систему и чуть ли не своей жизнью открыл дорогу к переменам.

При этом чётко ответить на вопрос, кто же всё-таки "душил" Высоцкого, как-то не очень получается.

В чём заключалось "удушение"? Всеми признанный факт - Высоцкий один из немногих в ту пору лихо разъезжал по Москве на "Мерседесе", зачастую плюя на все правила дорожного движения. Поэт женат на иностранке и имеет возможность кататься туда-сюда, проживая по обе стороны "железного занавеса". Его не утверждают на многие роли в кино, однако он отнюдь не один такой.

При этом Высоцкий - ведуший актёр одного из самых модных театров страны. Высоцкий ездит с концертами по всей стране, собирает аншлаги, хорошо зарабатывает, при этом не очень заботясь о соблюдении закона в финансовых вопросах.

Не хватает разве что властного признания, званий и регалий. Но регалии отсутствовали отнюдь не у одного Высоцкого. Да и так ли уж страдал поэт от их отсутствия?

Так в чём же гонение? В том, что некоторых слава Высоцкого раздражала? Так в любую эпоху и в любой стране у талантливого человека есть завистники и недоброжелатели. Но разве это означает "войну с системой"?

Скажу сейчас очень обидные для кого-то слова, но так называемое диссидентское движение в СССР на судьбу страны никак не повлияло. Во всяком случае до тех пор, пока диссидентов в своих целях в период перестройки не стали использовать политические силы, заинтересованные в разрушении государства.

А во времена Высоцкого советская система работала чётко: ежели какой-то гражданин начинал уж чрезмерно нагло клеймить наш общественный строй, такого умника ставили в наклонное положение, после чего смачным пинком под зад придавали направление движения. Гражданин, получив ускорение, отправлялся куда-нибудь в Вермонт, где, потирая ушибленный зад, начинал писать злые, но ужасно бездарные литературные опусы, которые были в СССР нафиг никому не нужны, кроме группы товарищей на кухнях, по недоразумению считавшихся "интеллектуальной элитой".

Так вот - Высоцкий, как уже говорилось, пинков не получал и прав с возможностями имел куда больше, чем кто бы то ни был ещё.

Да и собственно песни Высоцкого очень сложно выставить как некое орудие борьбы с советском строем. Конечно, всегда найдется идиот, обнаруживающий крамолу даже в той же "Песенке о переселении душ". Но земля-то населена не одними идиотами.

Правда в том, что Высоцкий был всенародно любим. Разными слоями общества, людьми разных взглядов.

И Высоцкий предчувствовал, как начнут его после кончины подгонять под нужные рамки - "предтеча Перестройки", "Пророк", "Поэт, убитый тоталитаризмом"... А он, глядя на всё это, ужасается: "Неужели такой я вам нужен после смерти?"

Высоцкого не убила система. Высоцкий убил себя сам, убил талантом, который не мог гореть в пол-накала...Он яростно жил, в режиме "год за три", а недостаток сил компенсировал допингами - сначала водка, потом наркотики...

Но о трагедии его таланта говорить, наверное, станет возможно ещё не скоро.

Сегодня Высоцкий - это бренд на продажу, многомиллионная резиновая маска на чужом лице.

И всё новые и новые друзья и возлюбленные поэта будут продавать всё новые и новые мистические истории из его жизни. Бизнес есть бизнес.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments