?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Солженицын

Александр Солженицын как писатель весьма средний. Вернее, даже не так. Средний писатель - это писатель, который на протяжении всей своей деятельности находится на одном, не сильно выдающемся, но и не "клюквенном" уровне.

У Солженицына есть чёткое разделение - талантливые книги о том, о чём он имеет представление из собственного жизненного опыта, и всё остальное. Первое - это действительно талантливо. Но "Архипелаг ГУЛАГ" к этому отношения не имеет. Потому что "Архипелаг ГУЛАГ" - это уже чистая политика, где трагедия людей суровой эпохи используется как инструмент политической борьбы против общественной системы.

Именно поэтому за рубежом "Архипелаг ГУЛАГ" был неимоверно раскручен - как психологическое оружие против оппонента в "холодной войне".

Он и сегодня остаётся этим средством, которым принято долбить по голове молодое поколение - вот, мол, истинная правда. Про критическое восприятие говорить не приходится - это рассматривается как покушение на некую святыню.

Собственно, когда прозвучала информация о появлении в школьной программе краткой версии "Архипелага", стало окончательно ясно - мы снова наблюдаем "Краткий курс истории ВКП (Б)", только с полной переменой знаков. Суть та же - искажение действительности в угоду текущему руководству.

Но были у Солженицына и "Один день Ивана Денисовича", и "Раковый корпус", и "Матрёнин двор", и другие вещи, за которые он выбил себе местечко в русской литературе. Ну, не самое престижное, в проходной комнате, но зато по справедливости. Про Нобелевскую премию говорить не будем, ибо её политическая составляющая была очевидна даже самому писателю.

А вот второе - это то, из-за чего возникает уверенность, что Солженицын вообще не писатель. Потому что эпопея "Красное колесо", которую так долго и упорно сочинял Солженицын - это полнейший, чудовищный провал, абсолютная тотальная катастрофа. Там плохо всё - и стиль, и работа с фактами, и попытки какого-то анализа исторических событий.

А всё потому, что Солженицын, обласканный Западом, вообразил себя литературной величиной, каковой никогда не являлся. И пытаясь подтвердить притязания на величие, поставил на поток производство абсолютного дерьма, каковое из под пера создателя должно было прямиком отправляться в унитаз.

Увы, отправлено всё это туда не было, и вонючий груз будет тянуть Солженицына на дно, когда настанет время спокойной и политически неангажированной оценки его творчества.

Пока же он плавает на поверхности, поскольку современной российской власти необходим в качестве огородного пугала для людей, пытающихся взвешенно подходить к оценке советского периода истории.

Понимал ли сам Солженицын в конце жизни, сколь незавидна в итоге оказалась его роль, я не знаю. Для и это и непринципиально. Для нас важно другое - не восхвалять Солженицына и не слать ему проклятия, а поместить на то место в истории русской литературы, которого оно объективно заслужил - на жёстком стуле в проходной комнате у окна с кактусами.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
duroi_s
Nov. 16th, 2011 09:46 am (UTC)
//Понимал ли сам Солженицын в конце жизни, сколь незавидна в итоге оказалась его роль .../
У такого типа людей сильно развит самогипноз, иначе они б не выживали.
lossendir
Nov. 16th, 2011 10:44 am (UTC)
И так любому мало-мальски читающему человеку понятно, что это не Пастернак и не Шолохов.
geronimo73
Nov. 16th, 2011 11:11 am (UTC)
но, к сожалению, в моск сограждан уже внесено, что солженицын - это всё нашей литературы, и на малейший намек, что данный автор, как автор слабоват, а как человек на поверку оказался говном, пипл реагирует нервно-агрессивно....
realizator71
Nov. 16th, 2011 12:12 pm (UTC)
Пипл отправляется в нокаут одним вопросом - ну и какие конкретно произведеня Вы лично прочитали?
geronimo73
Nov. 16th, 2011 12:30 pm (UTC)
денисыча, матрёнин луг - впечатления не оставило. архипелаг и красное колесо осилил оба процентов на тридцать и бросил эту тухлятину. если до зоновской чернухи то лучше уж варламом шаламовым облиться....
realizator71
Nov. 16th, 2011 12:44 pm (UTC)
Ну Вы - нерукопожатный, а вот рукопожатные и неполживистые не читали вообще ничего.
geronimo73
Nov. 16th, 2011 01:16 pm (UTC)
я честно говоря путаюсь в этих терминах, этимологию не улавливаю :)
был еще раковый корпус, но он как то вообще никак не отразился...
sahonko
Nov. 16th, 2011 03:14 pm (UTC)
Талонт как алкоголь усугубляет вину http://sahonko.livejournal.com/8564.html
Марина Аксёнова
Nov. 17th, 2011 07:26 am (UTC)
Согласна с автором:)
alonsokehana
Nov. 17th, 2011 07:35 am (UTC)
Кактус сдохнет от такого соседства! Что касается литературной площади, то и в проходной комнате этому шлаку не место, пару рассказов средней паршивости у нас может написать любой мало мальски грамотный человек, если всех в литераторы записывать у нас на Руси никакой жилплощади не напосешси!
denisov2008
Nov. 18th, 2011 02:39 pm (UTC)
Сильно написано.

1.где трагедия людей суровой эпохи используется как инструмент политической борьбы против общественной системы.
Первая вина Солженицына.

2. Собственно, когда прозвучала информация о появлении в школьной программе краткой версии "Архипелага", стало окончательно ясно - мы снова наблюдаем "Краткий курс истории ВКП (Б)", только с полной переменой знаков.
Вторая вина.

3. «Красное колесо» не литература.

По первым двум пунктам выставлять обвинении писателю, особенно по второму, надо додуматься.
А по «Красному колесу» может быть сначала прочитать, как автор сам оценивать это произведение? Он его литературой, в общепризнанном смысле, не называл, так для справки.
И нет самого главного обвинения, почему?


tambovsky_wolk
Nov. 18th, 2011 10:35 pm (UTC)
Согласен.
Так оно и есть.
dimmik
Nov. 19th, 2011 08:10 am (UTC)
А вот интересно, в прошлом же тоже были такие писатели?
Не подскажете кто был на этом месте в 19 и начале 20-го века? Ну вдруг знаете.
nabludatell
Nov. 19th, 2011 01:19 pm (UTC)
ИМХО Чернышевский такой же писатель. Середнячок, незаслуженно раскрученный.
antimantikora
Nov. 19th, 2011 08:33 am (UTC)
Но позвольте, он же вроде бы помер. При чём здесь "плавает... будет тянуть на дно..."? Огородное пугало - это про бороду, хорошо.
kosenko_danila
Nov. 19th, 2011 11:18 am (UTC)
А как вам "В круге первом"?
nabludatell
Nov. 19th, 2011 01:17 pm (UTC)
Полностью присоединяюсь к сказанному.
pphantom
Nov. 19th, 2011 08:02 pm (UTC)
Проще сказать, что Солженицын был не писателем, а публицистом. Это просто другой жанр.
bogoeb
Nov. 20th, 2011 04:14 pm (UTC)
Солженицын как писатель весьма средний
Это, простите, кто постановил?
Наталья Сабирова
Dec. 20th, 2011 04:10 pm (UTC)
Солженицын очень слабый писатель, согласна полностью. Думаю, что он вообще и не писатель, просто раскрученный диссидентствующий графоман.
sergeyleskov
Dec. 22nd, 2011 06:54 pm (UTC)
"плохо всё - и стиль, и работа с фактами, и попытки какого-то анализа " - Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

petrovchik
petrovchik

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow