petrovchik (petrovchik) wrote,
petrovchik
petrovchik

Category:

Солженицын

Александр Солженицын как писатель весьма средний. Вернее, даже не так. Средний писатель - это писатель, который на протяжении всей своей деятельности находится на одном, не сильно выдающемся, но и не "клюквенном" уровне.

У Солженицына есть чёткое разделение - талантливые книги о том, о чём он имеет представление из собственного жизненного опыта, и всё остальное. Первое - это действительно талантливо. Но "Архипелаг ГУЛАГ" к этому отношения не имеет. Потому что "Архипелаг ГУЛАГ" - это уже чистая политика, где трагедия людей суровой эпохи используется как инструмент политической борьбы против общественной системы.

Именно поэтому за рубежом "Архипелаг ГУЛАГ" был неимоверно раскручен - как психологическое оружие против оппонента в "холодной войне".

Он и сегодня остаётся этим средством, которым принято долбить по голове молодое поколение - вот, мол, истинная правда. Про критическое восприятие говорить не приходится - это рассматривается как покушение на некую святыню.

Собственно, когда прозвучала информация о появлении в школьной программе краткой версии "Архипелага", стало окончательно ясно - мы снова наблюдаем "Краткий курс истории ВКП (Б)", только с полной переменой знаков. Суть та же - искажение действительности в угоду текущему руководству.

Но были у Солженицына и "Один день Ивана Денисовича", и "Раковый корпус", и "Матрёнин двор", и другие вещи, за которые он выбил себе местечко в русской литературе. Ну, не самое престижное, в проходной комнате, но зато по справедливости. Про Нобелевскую премию говорить не будем, ибо её политическая составляющая была очевидна даже самому писателю.

А вот второе - это то, из-за чего возникает уверенность, что Солженицын вообще не писатель. Потому что эпопея "Красное колесо", которую так долго и упорно сочинял Солженицын - это полнейший, чудовищный провал, абсолютная тотальная катастрофа. Там плохо всё - и стиль, и работа с фактами, и попытки какого-то анализа исторических событий.

А всё потому, что Солженицын, обласканный Западом, вообразил себя литературной величиной, каковой никогда не являлся. И пытаясь подтвердить притязания на величие, поставил на поток производство абсолютного дерьма, каковое из под пера создателя должно было прямиком отправляться в унитаз.

Увы, отправлено всё это туда не было, и вонючий груз будет тянуть Солженицына на дно, когда настанет время спокойной и политически неангажированной оценки его творчества.

Пока же он плавает на поверхности, поскольку современной российской власти необходим в качестве огородного пугала для людей, пытающихся взвешенно подходить к оценке советского периода истории.

Понимал ли сам Солженицын в конце жизни, сколь незавидна в итоге оказалась его роль, я не знаю. Для и это и непринципиально. Для нас важно другое - не восхвалять Солженицына и не слать ему проклятия, а поместить на то место в истории русской литературы, которого оно объективно заслужил - на жёстком стуле в проходной комнате у окна с кактусами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments